Юрий Богомаз (ybogomaz) wrote,
Юрий Богомаз
ybogomaz

PHASE ONE С1 Pro - проявляем RAW

Это текст залежавшейся статьи для по сути безвременно почившего журнала "ФотоДело". Статья написанна год назад, но так и спущенна на тормозах издательством (деньги у людей кончились платить авторам). Размещаю здесь дабы не пропала совсем, плюс надо же с чего-то полезного начать свой ЖЖ :)) 


Статья в Формате PDF

лето 2005 г. 




При прочтении данного материала, мы обратим свое внимание на далеко уже не новинку программного рынка цифровых фоторесурсов. Ее настоящая актуальность возросла во многом благодаря тенденции снижения цен на профессиональное и полупрофессиональное фотооборудование. Это обстоятельство, в свою очередь, за последние два года привлекло огромное количество новых пользователей. Именно для работы с этим оборудованием* предназначен пакет C1 Pro, производства датской компании Phase One. А конкретно - для работы с RAW-форматами профессиональных и полупрофессиональных фотокамер. Необходимость использования возможностей raw-формата каждый волен определять самостоятельно, я же возьмусь перечислить свои определения этих преимуществ в плане рекомендации. 

 


На первом месте это доступ к начальному качеству изображения, на втором - к количественному объему информации. Контроль за такими параметрами как резкость, контрастность, яркость, баланс белого, теперь в ваших руках, а не в ведении процессора камеры (в случаях сохранения снимков в JPEG и TIFF). Я придерживаюсь мнения, что преобразование RAW-формата сродни процессу проявки пленки только с контролируемым результатом. Большинство RAW-форматов современных камер обладают минимум 12-битной передачей глубины цвета, в отличие от 8-ми битного JPEG, что позволяет в процессе обработки «вытащить» множество скрытых и возможно самых ценных подробностей изображения. Определение экспозиции при работе с цифровой камерой требует точности равной съемке на слайд. Ошибка на плюс-минус одну ступень часто может оказаться критической для качества изображения. И какой бы совершенной ни была современная фотоаппаратура, автоматика, к сожалению, не спасает. А RAW-формат – это, по сути, постоянно включенный режим брэкетинга (эксповилки) на вашей камере. На данный момент единого стандартизированного RAW-формата не существует, каждая фирма-производитель пользуется своим способом представления сырых данных относительно возможностей своих сенсоров. У лучших образцов фотоширота сравнима с фотоширотой негативной пленки при сохранении цветовой насыщенности слайда. У большинства же из них обеспечено пространство в плюс-минус две ступени, что в большинстве случаев спасает положение при неудачном экспонировании в процессе съемки. Единственным серьезным недостатком RAW-формата следует признать сравнительную неоперативность подготовки выходного материала: RAW не сдашь в фотолабораторию для печати, а если это и удастся, перед лаборантом станет довольно трудная задача угадать ваши требования. Из этого следует еще одно нехитрое определение: RAW – это инструмент для творчества.
Перед детальным разбором инструментария следует отметить, что все примеры будут приведены на базе С1 Pro v.3.7.1 для PC Win XP по причине наибольшего распространения данной платформы в нашей стране. Владельцы версии для Macintosh найдут полное соответствие возможностям, изложенной в обзоре, лишь с незначительными особенностями в организации интерфейса.

Суть работы С1 – цепочка последовательных действий, заканчиваемых формированием изображения в выходной формат (JPEG или TIFF). Поэтому для порядка разобьем обзор на следующим пункты:

предварительная настройка параметров программы;
загрузка изображения;
коррекция баланса белого;
экспокоррекция;
управление резкостью;
процесс преобразования в выходной формат.



RAW – технология


Матрица цифровой фотокамеры представляет собой набор светочувствительных элементов, регистрирующих интенсивность падающего на них света. Эта интенсивность отображается количественным значением. Чем совершенней матрица, тем большее количество значений она в состоянии зарегистрировать. Большинство матриц 12-битные, т.е. в состоянии зарегистрировать 4096 значений, или иными словами - 4096 градаций серого цвета от черного к белому (восьми битная система обладает всего 256 значениями). Существуют разные типы матриц, но большинство из них на уровне своих светочувствительных элементов «видят» свет именно черно-белым. Научить их различать цвета - это отдельная хитрость. Один из способов. Элементы (ячейки) матрицы делят на три группы, каждую группу накрывают цветным фильтром: красным, синим и зеленым. При этом на каждый элемент красного и синего цветов приходится два элемента зеленого цвета – этот прием связан с наибольшей чувствительностью человеческого глаза к зеленому цвету и называется “шаблоном Байера”. Таким образом, каждая группа элементов способна регистрировать значения только своего цвета, соответствующего цвету накрывающего элемент фильтра. Красный, Зеленый и Синий (Red, Green, Blue) цвета и формируют привычную для нас схему воспроизведения цвета RGB. Некоторые типы матриц имеют дополнительные цветные составляющие, расширяющие динамический диапазон передачи цвета, но я  здесь привожу общий принцип формирования изображения. Каждый из элементов матрицы передает то или иное значение интенсивности своего цвета процессору, а дальше уже следует алгоритм сочетания этих цветов в изображение. Этот процесс еще называется – интерполяцией цвета, и тоже имеет свои особенности в зависимости от производителя. Одно постоянно: если вы снимаете в JPEG, процесс интерполяции происходит при помощи внутреннего процессора камеры, согласно предварительным установкам производителя, а в случае сохранения в RAW - этой интерполяцией займется программное обеспечение, установленное на вашем компьютере, но уже с учетом лично ваших потребностей при регулировке выходных параметров изображения.

raw [роу] – сырой (англ.)

Разнообразие программного обеспечения на сегодняшний день тоже велико, и опять же каждое имеет свои отличительные особенности. Как пользователь камеры любой фирмы-производителя, вы, прежде всего, столкнетесь с программным обеспечением, сопровождающим вашу камеру. И справедливо можете рассчитывать, что именно оно должно удовлетворить все насущные потребности RAW-конвертирования. Может быть и должно, но, увы и ах - такого практически не случается. Это, конечно, мое личное мнение, но сохраняется ощущение, что у производителей все силы уходят целиком на само цифровое детище. Или можно предположить, что они вынуждены сопровождать свои камеры наименее сложным программным обеспечением, так сказать, для широких и не продвинутых масс, оставляя нас «продвинутых» на произвол судьбы. Помимо рассматриваемого в данном обзоре программного продукта С1 Pro я могу отметить лишь Adobe RAW Converter, вошедший в новый Photoshop CS2, как наиболее равный по возможностям в сочетании качества и функциональности. Единственное, чем существенно уступает адобовский продукт, это удобством и скоростью работы с большим количеством файлов. Я думаю, мы обязательно устроим обзор и Adobe RAW Converter, возможно даже сравнительный с С1 Pro.


Предварительная настройка параметров

File/Preferences (Alt+P)
Закладка Process Settings. В самом низу окна - два слайдера (ползунка), позволяющие выставить установки степени подавления шумности изображения (Banding и Noise). Эта возможность теперь (в версии 3.7) не носит глобальный характер, а является лишь предварительной установкой с возможностью индивидуального применения.



Закладка Preview Cache. Здесь настраиваем место размещения кэша, хранящего образы уже просмотренных изображений для ускорения повторного просмотра. Для ускорения работы программы лучше чтобы кэш находился на отдельном от фотоданных физическом диске (винчестере). В идеале - даже не на системном диске. Это нужно чтобы ни чтение самих фотоданных, ни работа системы с собственным кэшем не замедлялась за счет одновременного обращения к одному и тому же диску. Идеальная графическая система построена минимум на трех физических дисках, на одном из которых находится система с набором программ; на втором – графические данные; третий выделен под кэш графических приложений (С1, Photoshop, ACDSee и т.п.). Этот принцип существенно ускоряет работу. В случае же отсутствия такого «богатства» постарайтесь хотя бы отделить кэш графических пакетов от данных. И обратите внимание на то, что в каждом случае имеются в виду раздельные физические устройства! Распределение между логическими дисками одного винчестера не приведет к желаемому увеличению скоростных характеристик. И помните о том, что кэш С1 - средство изрядного пожирания вашего пространства на диске. Не забывайте его чистить время от времени. 

Закладка Miscellaneous Settings. Здесь стоит запомнить возможность задания установок по умолчанию для повышения четкости (sharpening). Отметьте для себя эту возможность, в будущем может пригодиться. И отожмите галочку на пункте Automatically open processed application, иначе в процессе конвертирования замучает демонстрация результатов. 


Загрузка изображения

Для большего порядка рекомендую распределять на винчестере фотоизображения по отдельным папкам (директориям). Это, прежде всего, избавит вас от необходимости ожидать построения лишних образов (preview).
 File/Open File Browser откроет дерево каталогов вашего компьютера. Выбрав директорию, содержащую искомые RAW-изображения, следует дождаться пока не закончится формирование образов каждой из картинок. В зависимости от объема это может занимать довольно продолжительное время, поэтому одна из практических рекомендаций: при очень объемных типах съемки, если позволяет камера, съемку производить в режиме RAW+JPEG, а затем первоначальную выборку производить по JPEG. И только потом, поместив выбранные RAW-файлы в отдельную директорию, загружать их в С1. Кстати, подобная технология позволит вам существенно сэкономить место за счет меньшего кэширования образов и дольше сохранять на своем компьютере отобранные материалы без необходимости перестраивать эти самые образы. Когда работа откладывается, эта возможность приобретает свою цену.

  

В открывшемся перечне изображений по необходимости меняем масштаб образов . Если требуется посмотреть вводные параметры съемки, достаточно подвести курсор и задержать его на секунду на образе - всплывающее окно отобразит все основные вводные: диафрагму, выдержку, чувствительность и т.п. Если времени отображения всплывающего окна недостаточно - для выбранного образа жмем Ctrl+I, и получаем полную сводку в окне Meta Data. Пиктограмма  предоставит еще одну возможность просмотра информации.


Баланс белого (WB)

Первой операцией коррекции, которой мы можем подвергнуть изображение, будет настройка баланса белой составляющей или т.н. температуры белого цвета. 



Здесь одно очень важное замечание(!). Поскольку RAW – это т.н. сырое изображение, то это означает, что предварительные установки WB в самой камере не более чем рекомендация к передаче цветовой температуры. Т.о., теперь при конвертировании вы можете, не беспокоясь об изменении качества исходного изображения, изменять этот параметр по своему усмотрению. Снимая в RAW я всегда устанавливаю на камере режим Auto WB и забываю о нем до процесса обработки, абсолютно не беспокоясь, если вижу «промахи» при отображении результатов съемки на дисплее камеры. Инструмент коррекции WB в С1 очень удобен: он позволяет производить более тонкую настройку, чем при пользовании стандартным перечнем фиксированных установок WB: cloudy, direct sunlight, flash, fluorescent и т.п. Изменения можно вносить с помощью слайдера Color Temperature от 850 до 14000 кельвинов с возможностью введения поправки на оттенок в пространстве от зеленого к пурпурному. Color Balance Correction позволяет ввести еще более существенную поправку в тонировку, используя верхний спектр палитры цветов. Если вам требуется не творческая, а «честная» передача цвета, и для этого при съемке вы воспользовались серой картой*, используйте пипетку Color Picker, чтобы произвести замер по этой серой карте.
Если теперь вам требуется распространить эту установку на всю последовательность снимков, достаточно выделить соответствующие образы (Ctrl+А – все образы; Shift или Ctrl плюс мышь для детального выбора) и нажать на пиктограмму , вызывающую окно Apply Settings. Здесь, выделив требуемые изменения в установках, нажатием на клавишу Apply вы присвоите их всем выбранным изображениям в выбранной последовательности.
Следует отметить еще и возможности «волшебной палочки» (Ctrl+W) – Auto WB, а также перечень стандартных установок WB .


Экспокоррекция

Главное волшебство таится здесь. Три слайдера: Exposure Compensation (EC), Contrast Compensation (CC) и начиная с новой версии (3.7) Color Saturation (CS) предназначены для сведения на нет ваших ошибок при экспонировании. При настройках яркости (плотности) снимков помните о возможности контролировать пересветы (клавиша F5)  - они будут выделяться красными заливками. Помним также о возможностях «волшебной палочки». Работу по коррекции можно начинать именно с нее и дальше уже доводить результат до желаемого. Гистограмма* в окне Levels и Сurve предоставляет привычный инструментарий по корректировке границ пространства по яркостной составляющей как в целом, так и по отдельным каналам. Для этого следует снять галочку с пункта Preserve Color Balance и в появившемся окне RGB выбрать цветовой канал. Пипетками черного и белого цветов можно указать самый темный и самый светлый участки снимка. Отмена действий пиктограммой в виде крестика, а присвоение общих настроек последовательности снимков - по тому же принципу, приведенному в разделе WB.




Серая карта

Отдельная и очень пространная тема. Если коротко, то т.н. «серую карту» используют для последующего точного воспроизведения цветопередачи на снимке. В кадр помещается гарантированно «серый» объект, т.е. объект без дополнительных цветовых примесей, что позволяет в дальнейшем отталкиваться от него, как от эталона. Самая распространенная так называемая 18% серая карта фирмы Кодак продается в любом специализированном фотомагазине и стоит в пределах 10 у.е.


Гистограмма

Что такое гистограмма, с которой мы постоянно сталкиваемся в графических пакетах? Умение читать гистограмму очень важно как при обработке изображений, так и для контроля в процессе съемки на цифровой фотоаппарат. Постараюсь объяснить на пальцах. Гистограмма – это нечто иное, нежели график общей яркости изображения. Любой цвет: красный, синий, малиновый, пурпурный, вишневый и т.д. имеет определенную яркость, сопоставимую с градацией от черного к белому цвету. Обратите внимание на линию градиента под гистограммой. Анализируя этот пример, можно сделать вывод, что в данном изображении по большей части преобладают темные цвета, а количество светлых оттенков очень мало. Теперь смотрим на треугольники внизу линии градиента. Подвинув левый из них мы отсечем у изображения какое-то количество темных цветов; подвинем правый – светлых. А станем двигать средний треугольник - будем перераспределять между цветами яркость. Такие фокусы можно творить как c результирующей составляющей, так и с каждым цветовым каналом по отдельности (RGB). А в процессе съемки степень заполнения линии яркости позволяет судить о недоборе или переборе в экспозиции.



Резкость

Поскольку С1 для ускорения демонстрации результата преобразований в основном окне отображает изображение в режиме Preview, единственное место, где можно проконтролировать конечное качество, это окно контроля резкости в разделе Focus. Это окошко может быть динамично увеличено (Ctrl+F), степень увеличения контролируется в пиктограмме . Далее, в разделе Sharpening вы можете выбрать метод и степень повышения четкости. Этот параметр регулируется привычными инструментами, знакомыми по фильтру Unsharp Mask из Photoshop. Метод Soft Look слегка размывает контрастные границы, а метод Standard Look обходится с изображением привычным «жестким» способом. Помним о том, что значения по умолчанию мы можем установить заранее в общих установках.
Следующий раздел это Noise Parameters с инструментом подавления цифрового шума. Из собственной практики поделюсь следующими выводами: в С1 я использую возможность настраивать четкость и подавлять шум только в случаях необходимости отдать заказчику репортажный тип съемки очень быстро и без ручного вмешательства посредством Photoshop. Дело в том, что каким бы совершенным ни был продукт, создать универсальный инструмент, учитывающий особенности каждого типа камер и формируемых ими изображений, невозможно. Поэтому, при необходимости достичь максимально качественного результата я предпочитаю использовать специализированные программные продукты для индивидуального подавления цифрового шума. 



Примером такой программы может послужить продукт Noise Ninja (http://www.picturecode.com), который использует для подавления шума специально созданные для каждой модели фотокамеры (Canon, Nikon, Fuji и т.д.) профили изображений.
По моему мнению, из всех приемов, известных на сегодняшний день, таким образом достигается самый лучший результат по подавлению шума с минимальными потерями, прежде всего в деталировке изображения.
Тот же подход касается и контроля четкости. Инструменты по повышению четкости (фильтры и actions для Photoshop) весьма разнообразны и применяются очень индивидуально в зависимости от исходного материала. Описывать их здесь не представляется возможным. Применительно к С1 запомните главное правило: для лучшего достижения результата по подавлению шума в сторонних программах необходимо отменить влияние на подавление шума самой С1(!). Значение Color Suppression можно оставить по дефолту. Кстати, этот инструмент очень недурно борется с цветным цифровым шумом.



Конвертирование в JPEG или TIFF

Добрались до самого приятного – совсем скоро нажмем на кнопку и пойдем курить. Да-да, процесс конвертирования весьма небыстр. Один файл конвертируется примерно 15-20 секунд (P4/3.4GHz/2Gb RAM). А если у вас этих файлов 100!? А если 300-400, как при нормальном репортаже? …Что - сразу вспомнился JPEG? Правильно! Нужно умело чередовать.
Итак. С установками размера и масштабировании изображения все понятно – вводим, что требуется и получаем результат. С выбором File Format тоже не должно возникать проблем. К сожалению, подробно указывать степень сжатия в JPEG программа нам не позволяет, ограничившись тремя состояниями: Low-, Medium- и High Quality. Для формата TIFF имеется возможность выбрать глубину представления цвета - 8 или 16 бит на канал. Обращайте внимание на показания окошка File Size.
В окне Workflow/Show Color Management Settings вам предоставляется выбор сохранения выходного файла в одном из вариантов цветового пространства: согласно установкам в поле Destination (Convert to Destination); возможность сохранения с  установками камеры (Embed Camera Profile); возможность конвертировать в черно-белое изображение (Grayscale), а также сохранение изображения с цветовым пространством, выбранным для Web и Proof (принтерных) режимов.
Теперь сам процесс запуска конвертирования. Прежде всего необходимо выбрать место где будет сохраняться результат – пиктограмма . Если вы отметите галочкой пункт Always process images to associated image folder, программа при конвертировании сама создаст в папке с изображениями подкаталог (/Develop по умолчанию), и все дальнейшие сохранения будут производиться по этому принципу. Если снять эту галочку, то вам предоставится возможность самим выбрать место для сохранения.
Для немедленного конвертирования применительно к текущему изображению нажимаем пиктограмму  – процесс конвертирования начнется немедленно. При этом вы сможете продолжать перемещаться по списку изображений, вносить в них изменения и динамично добавлять их же к процессу конвертирования. Следующая пиктограмма  позволит вам пополнять список изображений для конвертирования с отсрочкой запуска самого процесса. Прервать отсрочку можно нажатием на пиктограмму   – вот тут можно и уходить на перекур. Пиктограмма в виде крестика - для того, чтобы исключать из списка ненужные изображения, а пиктограммой  можно остановить ранее запущенный процесс. В общем, как видите, все просто. 


Цветовое пространство

С1 полностью поддерживает управление цветовым технологическим процессом. В окне Workflow/Show color management settings предоставляется возможность профилирования и при конвертировании, и при выводе на экран. Можно ввести настройки для web и для принтерной печати. Рекомендация: если единственной целью вашей работы с цифровым фотоаппаратом является размещение фотографий в Интернете или печать в любительских фотолабораториях, вам будет достаточно профиля sRGB. Профиль Adobe RGB более широкий, ему легче дадутся более подробные и тонкие цветовые переходы. Оценить его возможности вы сможете используя только профессиональные лаборатории цифровой фотопечати. И нужно помнить о том, что для web все равно придется конвертировать в sRGB.



 

Практика



А теперь немного практики, чтобы продемонстрировать возможности С1 Pro живьем. Для примера я выбрал снимок, сделанный на бегу по территории Мосфильма в первую метель в ноябре прошлого года. Из-за особенностей освещения каждый вариант снимал с поправкой на одну ступень, а поскольку метель была не детской, удалось сделать только три кадра: объектив залепило снегом (Nikon D1x, AF-S 28-70/2.8). Ну и как водится, два кадра на выброс из-за шевеленки. Остался один, но зато это RAW! Им и воспользовался.
Поскольку я заранее решил, что итоговое изображение будет тонированное под стиль старого времени, казалось бы, регулировка WB здесь не важна. Вовсе нет. Обратите внимание как за счет его корректировки изменился визуальный объем и фактура деталей. 



Экспокоррекция здесь будет в два прохода, поскольку мне нужно соблюсти и проработку в тенях, и избежать пересвета луча прожектора. Сперва тени: параметр EC (экспозиция) повышаю на 0,5 ступени, а СС (контраст) наоборот слегка понижаю, чтобы сохранить в изображении «воздух». От изменения параметров четкости я отказываюсь в пользу Photoshop и его всемогущих фильтров. В окне Process жму плюсик, добавляя 8-битный TIFF для последующего конвертирования. И повторяю операцию в части экспокоррекции к этому же изображению. Теперь моя цель - только детали в луче от фонаря: я понижаю параметр EC -0,5 ступени, и в окне Process опять жму плюсик, добавляя файл в последовательность. Вы заметили, что я добавил в один список один и тот же файл дважды? Ничего страшного не произойдет, путаницы с именами не будет и пересохранения поверх первого варианта тоже. С1 умная программа. По умолчанию она добавит к имени второго файла цифру «1», если будет еще вариант – «2» и т.д.
Запускаем процесс конвертирования и идем в Photoshop. Последний файл (с прожектором) подгружаем верхним слоем и по маске протираем его, замещая пересвет у нижнего. Убиваем зерно, повышаем четкость, увеличиваем картинку до 30х45см и возвращаем зерно, только более красивое - фотография ведь якобы старая. Ну и в итоге тонируем. Все получилось.

 





Выводы

Это беглый обзор C1 Pro, коснувшийся основных возможностей и призванный предоставить читателю начальные знания, для того чтобы сесть и сразу начать работать. Посвятите немного больше времени, чем на повторение описанного в этой статье, изучите меню и пиктограммы, которые я не затронул в описании, и вы получите более чем совершенный инструмент для работы с RAW-форматом вашей камеры. Я не касался части вопроса относительно совершенства качества получаемого изображения при помощи С1. В процессе эксплуатации, в том числе с другими подобными продуктами, у вас выработается свое собственное отношение, что лучше, а что хуже. Здесь важно понимать, что С1 стоит одним из первых в линейке подобного программного обеспечения и вооружен одним из самых совершенных инструментариев, овладеть которым лишним не будет.


P.S. Помним, что статья написана год назад :))

 

 

Tags: мякоть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Anonymous

August 24 2006, 09:49:20 UTC 12 years ago

Привет, ты просил объяснить:

под кат
Пользователи ЖЖ часто используют тэг <lj-cut="далее...">...</lj-cut>, для скрытие бОльшей части статьи
спасибо большое! главное узнать как оно должно называться, а там можно и мануал почитать :))

C1 Pro

Anonymous

January 5 2007, 07:10:47 UTC 11 years ago

Спасибо, за замечательную статью. Недавно приобрел D-200, но так как ранее опыта конвертирования из РАВа в ТИФФ или Джипег не имел, то данная статья очень кстати. Ранее установил на кмпьютер Nikon Capture 4.4 и Nikon Capture NX, но когда не умеешь пользоваться ни одной из них, а русского мануала не существует, то поневоле вспоминаешь басню про мартышку и очки :-) . Теперь установил последнюю версию C1 Pro и буду осваивать ее. А там разобравшись с алгоритмом работы, думаю смогу и с NC разобраться. Кстати, каково Ваше субьективное мнение С1 и NEF от D-200 хорошо дружат? Насколько он хорош/плох по сравнению с родными конверторами?
Спасибо и не за что :))
С1 прежде всего славится своим пакетным режимом обработки. В этой категории он остается одним из лучших. В остальном все довольно субъективно. Мои приоритеты следующие: адобовский Camera RAW мне представляется наиболее качественным - меньше артефактов. Родной NC или NX в целом всем хороши, но при пакетной обработке тормозят жутко и интерфейс неведомо для каких криворучек писаны, жутко неудобный софт. Единственное очевидное преимущество это прекрасная проработка теней (высококонтрастных снимков). LightRoom пока сырой, но наиболее перспективный. Я предпочитаю работать в RAWShooter, но он выкуплен Адобом и больше не поддерживается, например, файлы от D2Xs уже не понимает. Ждем CS3, судя по бета-версии многие преимущества РавШутера они внедрили в новый Camera RAW. Типа вот так все не просто ))
Качнул себе РавШутер премиум. ключ зараза требует. Может подскажете, каким образом ключиком обзавеститись? Могу поделиться ключем к NC NX.

Anonymous

January 30 2007, 16:15:27 UTC 11 years ago

А вот у меня C1 не видит роу файлов от Пентакса К100D, он их в принципе не видит или я просто что то делаю неправильно?
Доброе время суток!
Конечно, я поздно эту тему увидела, но вдруг мой вопрос будет замечен? :) вот в чем дело - я столько читала про C1, но никак не пойму, она платная везде и всегда? Или народ как-то качает даром? Не подскажете?
И спасибо за статью!
Да, огромное спасибо за статью. Раньше фотографировал только на пленку и с цифровыми "проблемами" не сталкивался. Теперь же, как бы приходится начинать практически все с нуля. Куча всякой цифровой ерунды валится как снег на голову.
Но зато приятно, что теперь есть возможность управлять изображением практически на всех стадиях обработки.

А так как привычкая работать с негативами осталась, то RAW это именно то, что нужно.
Еще раз спасибо за содержательность статьи.
Спасибо огромное!
Купил недавно D80, поставил Capture NX и C1. Поковырялся с ними, сделал вывод о большей наглядности и приятном понятном и продуманном ступенчатом интерфейсе С1. Ваша статья очень помогла понять некоторые особенности работы. Еще раз спасибо!

Павел (Vapi).
Поздравляю и не за что! Если позволите рекомендацию... сотрите С1 и поставьте Lightroom. Не тратьте время на изучение продукта, уже сильно из прошлого.